Офис как инструмент бренда работодателя: как это работает и что важно учесть — профессиональные рекомендации для бизнеса

Автор: Александр Менжулин, генеральный директор студии Designic

Офисные интерьеры всё чаще мелькают на страницах журналов про дизайн и архитектуру, получают премии, становятся предметом гордости компании и её сотрудников, тем самым привнося большую ценность в бренд работодателя компании. Ведь по своей сути офис — это дом, второй дом для среднестатистического жителя мегаполиса, который проводит на работе чуть меньше трети своей жизни, если из этой статистики исключить сон

Офис как инструмент бренда работодателя: как это работает и что важно учесть — профессиональные рекомендации для бизнеса
Офис студии Designic. Фото: Сергей Мельников

Проектируя дом для своих сотрудников, важно помнить не только про эргономичность пространства и эффективность бизнес-процессов, но и про человека, который будет там жить и работать. Помимо того, что интерьер — это красиво и грамотно продуманное пространство, это запрограммированная среда: каждая зона невербально диктует свои правила и подсказывает сотруднику, что от него требуется. Вот почему офис сегодня принято считать важной частью бренда работодателя — человек выбирает среду, где ему предстоит проводить бо́льшую часть времени пять дней в неделю.

Цель бренда работодателя — привлечь в команду лучших специалистов на рынке, удержать и вдохновить их на развитие и высокую эффективность. Офис и его инфраструктура вошли в список приоритетных критериев, на которые сегодня обращают внимание потенциальные сотрудники. С точки зрения кандидата, интерьер офиса и рабочее место наглядно демонстрируют, насколько руководство компании признаёт ценность своей команды и готово инвестировать в персонал, ставя человеческие ресурсы во главу угла организации.

Что важно учесть в интерьере офиса, чтобы эффективно удовлетворять запрос высококонкурентных специалистов?

В условиях VUCA-мира (представление о современном мире как о нестабильной, неоднозначной среде, в которой тяжело делать точные прогнозы и рассчитывать на исполнение всех планов и целей) приоритетным критерием в интерьере офиса стал уют. Нужно стремиться создать среду, которая будет создавать ощущение дома, но при этом располагать к работе —сосредоточенности на рабочем месте, вовлечённости в коллективные дела и открытости к диалогу и сотворчеству с коллегами. Второй критерий — это «гибкость» пространства, многофункциональность и мобильность целевого назначения, когда переговорка становится кинозалом, а зона отдыха местом для мозгового штурма, например.

Офис как инструмент бренда работодателя: как это работает и что важно учесть — профессиональные рекомендации для бизнеса
Офис ИТ-подразделения компании «Единый ЦУПИС». Фото: Дмитрий Цыренщиков

Одна из актуальных задач эйчаров последней пары лет — вернуть людей из дома в офис, заинтересовать рабочим пространством, показать его преимущества и эффективность в выполнении рабочих задач. Совмещая уют и гибкость, вы создаёте ощущение дома, а грамотное зонирование и применение основных принципов скандинавского дизайна (фокус на человекоцентричность и гармонию) — практически универсальная формула эффективного офиса.

Тренд последних 10–15 лет на опенспейс всё ещё не теряет актуальности, но в руках профессионалов обрастает практическим опытом. Грамотно спроектированная открытая планировка — это лишь кажущееся свободное пространство. На деле это запрограммированная на определённые целевые действия среда, которая невидимо, но чётко задаёт конкретный паттерн поведения, позволяя сотруднику оставаться эффективным в визуально расслабленной обстановке. По своей смысловой структуре опенспейс напоминает улей: работа кипит в кажущемся хаосе движений, но всё подчинено определённому порядку. Кстати, как раз «эффект улья» вдохновляет человека на достижения: когда он оказывается в потоке дел и на виду, амбиции включаются подсознательно и не дают скучать и прокрастинировать.

Офис как инструмент бренда работодателя: как это работает и что важно учесть — профессиональные рекомендации для бизнеса
Офис компании «Монополия». Фото: Сергей Мельников

Ещё одна задача бренда работодателя — мотивировать команду на совместную деятельность, взаимопомощь и работу на общий результат, где каждый осознаёт свою роль и ответственность.

Для своей команды мы практикуем гибридный формат работы, когда сотрудники могут совмещать работу из дома и в офисе. При таком подходе стоит больше внимания уделить зонам для коллективной работы и технологической экипировке, чтобы рабочий процесс в офисе носил целевой характер — очное взаимодействие с коллегами, сотворчество и использование технологичных девайсов, релевантных сфере вашего бизнеса.

Грамотная планировка и эффективное зонирование могут задавать паттерн поведения, который располагает к коллаборации и мотивирует на взаимодействие с коллегами. Все пространства должны быть притягательными, располагать, мотивировать и решать конкретные задачи. Например, с помощью продуманного освещения можно настраивать людей на нужный лад — менять теплоту света в течение дня с тёплого на холодный, что позволяет сохранить эффективность и эмоциональный заряд. Шумоизолированные кабинки для индивидуальных переговоров позволяют избежать шума в коридорах, а также вести конфиденциальные разговоры в любой момент, не откладывать их в поисках укрытия.

Офис как инструмент бренда работодателя: как это работает и что важно учесть — профессиональные рекомендации для бизнеса
Офис компании Qvant. Фото: Максим Максимов

В условиях турбулентного времени выигрывает тот, кто быстро адаптируется к изменениям. Мир изменился, человек изменился и офис тоже изменился — вопрос лишь в том, успеваете ли вы за этими изменениями. Если ваш офис мобилен, технологически адаптирован под гибридный формат работы, оптимизирован с точки зрения эффективности использования пространства — осталось лишь следить за тем, чтобы он был уютным, эмоционально располагал к работе в команде и корректно транслировал миссию и корпоративные ценности.